Картины природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

   Но, может быть, такого рода 
   Картины вас не привлекут: 
   Все это низкая природа; 
   Изящного не много тут. 
   А.С. Пушкин 

Когда В.Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорил:

   Татьяна (русская душою, 
   Сама не зная почему) 
   С ее холодною красою 
   Любила русскую зиму... 

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “русскость”. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, — это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается:

   Но нагие северное лето, 
   Карикатура южных зим, 
   Мелькнет, и нет... 

Если, рассказывая о своем “милом идеале”, создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

   Кругла, красна лицом она, 
   Как эта глупая луна 
   На этом глупом небосклоне. 

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И, утренней луны бледней...”

Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал”, также скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”.

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень.

   Уж небо осенью дышало, 
   Уж реже солнышко блистало, 
   Короче становился день, 
   Лесов таинственная сень 
   С печальным шумом обнажалась, 
   Ложился на поля туман, 
   Гусей крикливых караван 
   Тянулся к югу... 

Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое “низкое” описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу “роскошным слогом” в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы” удивительно глубоко западают в душу.

   Зима!.. Крестьянин, торжествуя, 
   На дровнях обновляет путь; 
   Его лошадка, снег почуя, 
   Плетется рысью как-нибудь; 
   Бразды пушистые взрывая, 
   Летит кибитка удалая; 
   Ямщик сидит на облучке. 
   В тулупе, в красном кушаке. 
   Вот бегает дворовый мальчик, 
   В салазки жучку посадив, 
   Себя в коня преобразив; 
   Шалун уж заморозил пальчик: 
   Ему и больно и смешно, 
   А мать грозит ему в окно... 

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

   Пред ними лес; недвижны сосны 
   В своей нахмуренной красе; 
   Отягчены их ветви все 
   Клочками снега; сквозь вершины 
   Осин, берез и лип нагих 
   Сияет луч светил ночных; 
   Дороги нет; кусты, стремнины 
   Метелью все занесены, 
   Глубоко в снег погружены. 

А место, где похоронен Ленский, “поэт, задумчивый мечтатель”, убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.

   Есть место: влево от селенья, 
   Где жил потомец вдохновенья, 
   Две сосны корнями срослись... 
   Там пахарь любит отдыхать, 
   И жницы в волны погружать 
   Приходят звонкие кувшины... 
   Там у ручья в тени густой 
   Поставлен памятник простой. 

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава:

   Гонимы вешними лучами, 
   С окрестных гор уже снега 
   Сбежали мутными ручьями 
   На потопленные луга. 
   Улыбкой ясною природа 
   Сквозь сон встречает утро года; 
   Синея блещут небеса. 
   Еще прозрачные, леса 
   Как будто пухом зеленеют. 

CopyRight 2006-2017 Nikitin Sergey